Вход на сайт

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
December 2025
 

Вывод войск из Германии: «Не Советский Союз совершил предательство, его совершил Горбачев»

Аватар пользователя GrAG

Сергей Лавров вспомнил, как наша армия уходила из ГДР и к чему это привело

На фото: вывод западной группы войск с территории бывшей ГДР, 1991 год.

На фото: вывод западной группы войск с территории бывшей ГДР, 1991 год. (Фото: Огородникова Валентина, Хабаров В./ТАСС)

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что СССР совершил предательство и колоссальную ошибку, выведя своих военнослужащих из ГДР.

«Было такое предательство, к сожалению, в истории нашей страны, но тогда она называлась Советский Союз. В последние годы СССР было предательство, в том числе и в отношении ГДР, которую отдали на поглощение ФРГ.

Власти ФРГ как завоеватели взяли под свой контроль все земли бывшей ГДР, а всех политических деятелей «убрали» с дороги. Им не было предложено никакого будущего. Это было поглощение, а не объединение", — сказал он в интервью медиакорпорации «Гостелерадио Ирана».

ГДР прекратила существование в 1990 году, войдя в состав ФРГ в соответствии с Конституцией последней. Канцлер ФРГ Гельмут Коль и президент СССР Михаил Горбачев 12 сентября 1990 года подписали договор, который регламентировал пребывание и вывод советских войск.

В Россию вернулись почти 340 тыс. военнослужащих, а также более 200 тыс. членов их семей, рабочих и служащих, работавших в Западной группе войск. Кроме того, были выведены более 120 тыс. единиц вооружений и техники. С 1 сентября 1994 г. ЗГВ прекратила существование.

Как отметил Лавров, сейчас восточногерманские немцы совершенно по-другому воспринимают происходящее и это довольно показательно.

«Это было ошибкой и предательством со стороны Советского Союза, когда почти полмиллиона военнослужащих были выведены без какой-либо компенсации, а возможность сохранить своё присутствие в восточной части объединённой Германии была проигнорирована», — подчеркнул он.

Лавров также считает, что колоссальную ошибку совершили власти тогдашней Западной Германии, когда после поглощения восточной части отнеслись к своим соотечественникам как к людям второго сорта.

Прошло 35 лет. Как сейчас сами немцы относятся к этому воссоединению?

— Историческая память у всех разная, — считает зам. директора Института Европы РАН, к.э.н Владислав Белов. — В Восточной Германии сохраняется, особенно у старшего поколения. Есть обида на Горбачева, в отличие от западных немцев.

Не Советский Союз совершил предательство (потому что Советский Союз — это и граждане, это мы с вами), предательство совершил Горбачев, единолично. Он отказался присушиваться к экспертному мнению Фалина (бывший Чрезвычайный и полномочный посол СССР в ФРГ — «СП»), других экспертов, в т. ч. из Института Европы.

Предательство совершил уже в декабре, когда отказался поехать в ГДР и, по крайней мере, оказать поддержку правительству Модрова, которое предоставило альтернативу 10 пунктам Тельчека, озвученным Колем, что послужило неправомерному объединению Германии без учета интересов ГДР, хотя в этих тезисах было написано, что они обязательно будут учтены.

Решение о выводе ЗГВ принималось единолично Горбачевым. В январе 1990 г. еще не было никаких переговоров об объединении Германии. А 9 февраля он все сдал Колю, во время визита которого сказал, что «вы можете делать все, что хотите». Все стало делаться по лекалам ФРГ.

Каким образом можно было судить, возбуждать уголовные дела против бывших граждан ГДР, которые жили по другой Конституции? Как можно было выводить войска в поля Белоруссии, Украины, России? Да, были небольшие компенсации. Нельзя говорить, что немцы ничего не заплатили. Но заплатили копейки. Было строительство городков, однако мало кто попадал туда. С точки зрения СССР это было преступление по отношению и к гражданам СССР, не только к военным, в целом, и к гражданам ГДР.

Горбачев был обязан обусловить объединение Германии соответствующими платежами, которые могли исчисляться десятками миллиардов марок. Горбачев в ноябре 1990 года у Коля просил кредиты, а Коль его похлопал по плечу и сказал: «Михаил, ты классный парень, но ГДР теперь под нашей юрисдикцией, и я тебе ничего не могу дать».

Если бы эти минимальные кредиты в тот момент были выделены, то, возможно, не было бы развала Советского Союза. По крайней мере, костяк СССР сохранился бы. Не было бы августа 1991 года. Это не моя позиция, а позиция старших коллег, с которыми в свое время я не соглашался, а сейчас согласен.

Предтечей развала Советского Союза стало в том числе объединение Германии на условиях ФРГ, а не СССР. Не само объединение, а именно то, что во время объединения не были учтены интересы СССР: оборвались кооперационные связи, сохранился долг СССР в переводных рублях, которого на самом деле не было, и т. д.

«СП»: А возможно, что Германия вновь разделится на две страны?

— Нет. Этот процесс необратим. Старшее поколение уходит, выросло новое поколение, которое, спасибо восточногерманским гражданам, все-таки воспитано в остатках социальной справедливости, там помнят роль Советского Союза в становлении ГДР.

ГДР была одним из самых развитых государств Европы, наряду с ФРГ. Западные немцы могут сколько угодно говорить про производительность труда и т. д., но ГДР занимала свою нишу по промышленному, сельскохозяйственному производству. Можно критиковать, но она заслуживала другой судьбы.

У Модрова была модель с точки зрения экономики — конфедерация: постепенное сближение ФРГ и ГДР. Но ГДР сломали. Если бы Горбачев поддержал план Модрова, жестко поставил условие перед ФРГ, Британией, Францией, США (эти державы-победительницы были в 1989 г. против объединения Германии), всё пошло бы по-другому.

Параллели можно провести — то, что творится сейчас в Брюсселе: о коленку пытаются сломать Бельгию, Euroclear и т. д. вопреки всем международным обязательствам.

Все, что совершается по отношению к России в Брюсселе, Париже и т. д. — тоже преступление. Если они это совершат 18−19 декабря с «репарационным кредитом», потом придется платить по счетам. Отношения должны выстраиваться на учете интересов, переговорах, чего не было в 1989 г. между СССР и ФРГ. Переговоры были формальны.

Немецкий политолог Григор Шпицен считает, что восстановление ГДР в прежних границах и в рамках отдельного государства абсолютно невозможно по нескольких причинам.

— Германия слишком долго была разделенной нацией. Раньше был один национальный праздник — объединение Германии в 1871 году, когда Бисмарк объединил разрозненные немецкие княжества, города под скипетром Пруссии после победы во франко-прусской войне. Второй — объединение 1990 года.

Для немцев все внутринациональные экономические противоречия, политические, в области идеологии — это все вторично. Главная ценность то, что немцы спустя долгое время стали единой нацией. Ни один немец, даже самый обиженный на нынешнюю немецкую парламентскую демократию, государство, о разделении даже не думает.

Тем не менее все признают: экономический диспаритет сохраняется, несмотря на 35 лет жизни в общей стране. Восточногерманские земли в плане развития слабее. Например, Мекленбург, где я живу — это официально самая бедная земля Германии, если не считать Саарланд. Своими экономическими силами Бранденбург, Саксония и др. земли, даже если взять еще Берлин, не смогут соперничать с Западной Германией.

Если посмотреть пропорционально, то люди из Восточных земель меньше представлены в Бундестаге, в федеральных судах, органах власти, в правлениях крупнейших корпораций. Плюс постоянный разговор через губу — «у вас другое понимание демократии, вы любители диктатуры, правых-левых экстремистов». Это сильно бесит всех восточных немцев.

Но все население бывших земель ГДР равно всего лишь одной федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия (самая густонаселенная в Германии).

То, что войска были выведены из ГДР — не то чтобы предательство, но слишком много вещей не было учтено. Не были, например, оговорены гарантии для бывших офицеров Народной армии ГДР, для работников Госбезопасности, полиции.

Они были существенно поражены в правах после объединения. То, что при объединении фактически в Москве сдали своих союзников из ГДР, будет пятном на репутации и Советского Союза, и даже России, потому что очень серьезно пострадали люди в Восточной Германии.

17 декабря 2025

   Мария Кузнецова  

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий редакции раздела На злобу дня

сволочи

Комментарии

Аватар пользователя e_korkin
e_korkin(7 лет 2 недели)(20:27:22 / 16-12-2025)

в состав ФРГ в соответствии с Конституцией последней

На сколько помню, Конституции у ФРГ не было. Был документ с лукавым названием "Основной закон". 

Аватар пользователя Галс
Галс(8 лет 10 месяцев)(23:13:45 / 16-12-2025)

Пару лет назад был снят сериал называется ГДР, где детально показаны все события. В некот орых сериях спецэффекты очень класно сняты.

Аватар пользователя sugrobische
sugrobische(12 лет 10 месяцев)(03:48:21 / 17-12-2025)

И до сих пор нет никакой конституции.

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(20:27:58 / 16-12-2025)

Я помню как ГСВГ выводили в "поля"... Помню как имущество офицеров расшвыривали по родственникам т.к не было угла куда его поставить. Да и восточные немцы тоже были наказаны, раза в 4-ре по сравнению с бундесами.

Аватар пользователя Пух
Пух(4 года 4 месяца)(20:41:55 / 16-12-2025)

Насколько знаю, как раз немцы ещё более-менее к этому отнеслись, вложили деньги в жильё для военных. Потом турки в основном строили. Видел такой городок во Владикавказе, довольно качественно по сравнению с соседним, построенным военными строителями в 70-е

А вот другие группы войск зачастую в никуда выводили. Что с той же Польши взять?

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(20:49:31 / 16-12-2025)

Я с представителями других групп войск был в то время не знаком.

Аватар пользователя Пух
Пух(4 года 4 месяца)(21:04:34 / 16-12-2025)

Тем не менее, это факт. 30 военных городков, из них 25 на территории России. В Ленинградском, Московском, Северокавказском и Приволжском военных округах

Была такая турецкая стройфирма "Филипп Хольцманн", во Владикавказе построенный ими городок так и называют "Хольцмана". Вместо официального "Весна"

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(21:16:27 / 16-12-2025)

Я с Вами спорить не собирался. Помню дали в Ленинграде общагу на семью четверых.

Аватар пользователя Пух
Пух(4 года 4 месяца)(21:30:06 / 16-12-2025)

В советские времена чтобы после ЗГВ попасть в Ленинград, а не в ЗабВО, надо было быть ну очень блатным. 

Ну или в академию поступить. там да, там общага.

Ещё вариант, если призывался из Ленинграда и увольняешься. В этом случае готовы были даже на съёмных жить, пока квартира не появится, чтобы прописку не потерять. И в этом случае общагу даже на четырёхкомнатную "в области" никто бы поменять не согласился. 

Всё относительно. Тех, кого во Владикавказ выводили, ехали в "Санаторно-курортный" СКВО  В качественные квартиры, построенные турками. Но совсем скоро они в составе офицерских экипажей стреляли из самоходок прямо из парка во время осетино-ингушского. А на носу была первая чеченская.

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(21:38:52 / 16-12-2025)

ВМА им. Кирова, г. Ленинград.

Аватар пользователя Пух
Пух(4 года 4 месяца)(21:52:38 / 16-12-2025)

Для академии это нормально. Все так. Отец когда в академии учился, тоже в общаге жили. комната на семью из четырёх человек, длинный коридор, туалет мужской, туалет женский, ванная-сушилка и общая кухня на всю толпу.  Клопы, блин, и куча тараканов. С которыми регулярно и активно боролись, но побороть так и не могли.

Видимо, чтобы к столицам не привыкали :))) И по приезду по выпуску в Краснокаменск радовались трёхкомнатным хоромам 

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(22:03:44 / 16-12-2025)

Отец после выпуска в ЗГВ был?

Аватар пользователя Пух
Пух(4 года 4 месяца)(22:21:36 / 16-12-2025)

Он наоборот, из группы поступал, потому после выпуска ЗабВО

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(22:28:00 / 16-12-2025)

Призывался где?

Аватар пользователя Добренький

А вот дру­гие груп­пы войск за­ча­стую в ни­ку­да вы­во­ди­ли. 

Мой, 99 САП, сгинул в Чечне...

Недавно, возрожденному второй раз Гвардию Путин. А так можно?

Аватар пользователя Пух
Пух(4 года 4 месяца)(22:29:57 / 16-12-2025)

По идее надо смотреть, кому знамя досталось. Ведь могли возродить  99 гв.САП, а могли создать 99 САП, причем они и одновременно могут существовать теоретически - это разные полки. 

А могли и чиновники военные накосячить, и отматывать обратно такое не рискнули 

Аватар пользователя Добренький

и од­но­вре­мен­но могут су­ще­ство­вать тео­ре­ти­че­ски - это раз­ные полки. 

Армия. 99 САП Артиллерийский полк 70 лет. г. Богучар. Воронежская область.

https://meshok.net/en/item/348366665_Армия_99_САП_Артиллерийский_полк_70_лет_г_Богучар_Воронежская_область

Видео, снято в моем полку, как выводили(ЮТsmile14.gif) Временная метка с нашими ангарами

А вот мы там в 84ом:

Сейчас медцентр, немцы гемморой лечат...

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(22:44:51 / 16-12-2025)

Значок гвардия сохранил?

Аватар пользователя Добренький

Издеваешся? Я его только к дембелю смог получить. Всем не давалиsmile29.gif Китель, ремень(кожа) сохранил, по праздникам  на плечо накидываю( 46р, пятый рост)

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(00:16:56 / 17-12-2025)

Сохранил! Молодец! У тебя альбом с коричневой обложкой из кожзама?

Аватар пользователя Добренький

с ко­рич­не­вой об­лож­кой из кож­за­ма?

У нас только бархатные продавались, бордовые.

Самолет внутри(Ту-154), залитый ПВА... Уголки для фото приклееные.

Аватар пользователя OIITiMicT
OIITiMicT(4 года 11 месяцев)(11:50:18 / 17-12-2025)

У бати такой же бархатный красный с самолётом внутри.  Я то думал, что он его сам делал, как все дембельские альбомы, а он значит купил в магазине! smile1.gif

Аватар пользователя Добренький

Самолет делали (рисовали) сами.

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(22:42:53 / 16-12-2025)

99 гвардейский самоходно-артиллерийский Померанский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова полк (Мальвинкель).

Правду никто не скажет, но официально так:

На конец 1980-х годов 99-й гвардейский самоходный артиллерийский полк (в/ч 58367) находился в составе 47-й гвардейской танковой дивизии 3-й общевойсковой армии СА и дислоцировался в ГДР в г. Магдебург. После ликвидации ГСВГ (ЗГВ), полк, вместе с другими частями 47-й гвардейской танковой дивизии выведен к 1993 году в Московский военный округ, в посёлок Мулино.[4]

В 1997 году, при расформировании 47-й гвардейской танковой дивизии, полк (в/ч 52157) переведён в состав 3-й мотострелковой дивизии.

В 2009 году расформирован вместе с 3-й мотострелковой дивизией в ходе реформы Вооружённых сил России.

Аватар пользователя Добренький

Правду никто не скажет, но официально так:

Есть видео с Чечни, как 2001ый НГ в поле празднуют, там и сгинул...

Аватар пользователя avt
avt(5 лет 7 месяцев)(22:56:44 / 16-12-2025)

Реально ФРГ вложилась в жилье для наших военных копеечно. Она выдвинула встречные претензии за "экологический ущерб", нанесенный якобы советскими войсками на десятки миллиардов марок и в, итоге,  СССР практически не получил серьезных выплат от ФРГ. Думаю, таков был сговор с "почетным немцем" Горбачевым. В самой экс-ГДР вся прежняя верхушка - в экономике, армии, полиции, СМИ - была просто срезана и заменена западными немцами. (Был знакомый майор армии ГДР, после объединения его сразу уволили, стал работать поваром, спился и умер.)

Аватар пользователя ace
ace(8 лет 2 месяца)(20:32:43 / 16-12-2025)

какая прелесть 

Аватар пользователя Holzer
Holzer(9 лет 11 месяцев)(20:37:51 / 16-12-2025)

Для немцев все внутринациональные экономические противоречия, политические, в области идеологии — это все вторично. Главная ценность то, что немцы спустя долгое время стали единой нацией. Ни один немец, даже самый обиженный на нынешнюю немецкую парламентскую демократию, государство, о разделении даже не думает.

Не существует единой немецкой нации. Есть несколько племен с разными языками, названиями, менталитетом и верой, согнаннных в единое полицейское государство насилием сверху. Для начала надо восстановить историческую справеливость и дать независимость католическому баварскому народу. Потому остальным: саксам, пруссам.

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(6 лет 10 месяцев)(22:04:57 / 16-12-2025)

Более того, раз уж немцы прямо или косвенно (а Меркель уверяла, что прямо) замешаны в текущих событиях на Украине, в подготовке армии против нас, и это третий раз за последние 100 лет, Германию надо разделить именно на княжества без шансов на воссоединение. Ибо уроки явно впрок не пошли.

Аватар пользователя Разочарованный странник

А вот тут я категорически согласен!!!

Аватар пользователя mastak
mastak(13 лет 2 недели)(20:41:19 / 16-12-2025)

Вывод войск из Германии: «Не Советский Союз совершил предательство, его совершил Горбачев» 

Меченый - суть работы КПСС СССР. 

Результат системы.

Надо это наконец понять в своей истории, и принять. И сделать выводы !

.

 

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(20:48:07 / 16-12-2025)

Нет, он продукт Днепропетровской Руси, хоть и с Кубанским налетом.

Аватар пользователя Владимир Станкович

Ты не удупут а идийот. Потому что не будь идиотом знал бы что горбач к Кубани отношения не имеет... Но для русских нациков что Ставрополье что Кубань...smile174.gif

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(00:14:39 / 17-12-2025)

Не удупут, а Удупум раз. Читай и пиши внимательно. Я же тебя Станкевичем не кличу.

Но для русских нациков что Ставрополье что Кубань...

Ты уточни если не понимаешь. Про кубанский налет, там не случайно написано и география здесь никаким боком. Дабы ты знал, что была Кубанская народная республика, которая просилась в Лигу наций к буржуинам, как и Горбачев...  Аллюзия, если не понимаешь. 

Ты мог уточнить вежливо, но полез в бутылку. И кто из нас кошерный юноша по имени идийот?)

Аватар пользователя Anter1999
Anter1999(8 лет 2 месяца)(21:37:54 / 16-12-2025)

Меченый - суть работы КПСС СССР. 

Результат системы.

Надо это наконец понять в своей истории, и принять. И сделать выводы !

 понять в своей истории, и принять.- Это вы сами придумали???

Или нашептал кто то???

https://www.youtube.com/watch?v=jWcSGw4dmQw

Андрей Фурсов и Евгений Спицын | ГОРБАЧЕВ — АГЕНТ? ДОСЬЕ МИ-6 НА ГОРБАЧЕВА

Аватар пользователя Добренький

Ме­че­ный - суть ра­бо­ты КПСС СССР. 

Суть(цель)- нынешняя Россия.

Аватар пользователя RusEngineer
RusEngineer(9 лет 5 месяцев)(20:48:36 / 16-12-2025)

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...

Аватар пользователя RUSLAND
RUSLAND(13 лет 3 месяца)(20:49:58 / 16-12-2025)

ГСВГ. Франкфурт на Одере. Дембель декабрь 1988 г. Радиовзвод, оператор ЭВМ (да-да, уже тогда всё это было в кунге на базе КРАЗа, кажется) . Эх... целая эпоха канула в лету.

По ощущением - ничего особо не предвещало ужасного, хотя с возмущением и непониманием обсуждали прилёт Руста, как мол так! Но помню, что прапора, "сверчки" и младшие офицеры тогда гнали свои пожитки контейнерам в союз, впрочем, может так было всегда: какая-никакая, а заграница. 

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(21:00:17 / 16-12-2025)

Ну пожитки в зависимости от  локации некоторых мест в во времена  СССР знатные были: стенка, посуда, гарнитур (диван и два кресла), телевизор, кассетный магнитофон... И еще шик: кассетный плеер с наушниками  с поролоновыми амбушюрами. Не знаю как у остальных - это было имущество товарища майора, причем один из детей родился в ГДР.

Аватар пользователя 124
124(8 лет 6 месяцев)(21:03:42 / 16-12-2025)

Ну когда же перестанут у нас раздувать роль ничтожеств? Кто он, эта марионетка Горбачев? Исполнительный директор мощной и долгоиграющей группы? - Это же очевидно при таком космическом надломе. Может тогда, когда поймём, что он простой исполнитель, станут понятны устойчивость Чубайса, Сердюкова, заявления бывшего руководства МО, что мы были не готовы к войне, пустые полки в конце СССР, наглость хохлов...

Аватар пользователя udupum
udupum(9 лет 2 месяца)(21:18:16 / 16-12-2025)

Очень было забавно мнение о нем американцев, когда увидели на его запястье часы Радо...

Аватар пользователя Anter1999
Anter1999(8 лет 2 месяца)(21:44:43 / 16-12-2025)

когда поймём, что он простой исполнитель, станут понятны устойчивость Чубайса, Сердюкова, 

Начинают вспоминать -

 

Аватар пользователя Владимир Станкович

Ну когда же мы поймем что конспрорложцев надо лечить в дурдомах??

Аватар пользователя Добренький

Союз судьба развалила???smile6.gif

Аватар пользователя Override
Override(12 лет 6 месяцев)(21:04:07 / 16-12-2025)

Когда элита была не согласна с генсеком генсека меняли на дорогого Леонида Ильича, а дешевого Никиту Сергеевича отправляли на подмосковную дачу растить огурцы с редиской. Так что все кто утверждают, что виноват сугубо Горбачев либо тупят либо врут.

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(6 лет 10 месяцев)(22:08:26 / 16-12-2025)

Ага. Он же не диктатор. Он генсек партии, исповедующей демократический централизм. И в рамках этой демократии не было никакой проблемы подготовить как самого Горбачёва, так и его смену. Но партия сделал это так, как посчитала нужным. И результаты абсолютно все с редкостным единодушием считают отстойными. И сторонники коммунизма, и противники. Разве что геополитические противники типа США в восторге от Горби. Но это вроде бы понятно - даже агент ГосДепа не сделал бы больше.

Аватар пользователя Географ глобус пропил

Немцы Горбачева обожают за объединение Германии. Как-то один меня спросил о популярности Горбачева в России и сильно расстроился когда я назвал цифру около 1%.

Аватар пользователя Добренький

цифру около 1%.

Так один спросил же.

Аватар пользователя Cangmangdadi
Cangmangdadi(3 года 9 месяцев)(02:59:47 / 17-12-2025)

Так что все кто утверждают, что виноват сугубо Горбачев либо тупят либо врут.

Да. Проблема явно не в одном Горбачеве была.

Аватар пользователя Прогрессор ипономики

Так что все кто утверждают, что виноват сугубо Горбачев либо тупят либо врут.

Если связать подписание договора сугубо с "прошлой администрацией" и одновременно решительно отмежеваться от оной, то договор выполнять как бы и не обязательно. Трамп подтвердит.

Страницы

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год